ИЗУЧАЙТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ! "СЛОВО СДЕЛАЛО НАС ЛЮДЬМИ" (И.П.Павлов) Берегите чистоту языка, как святыню!Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас". (И. С. Тургенев) «Не мыслям надо учить, а мыслить» (И.Кант)

Русский язык 9


Общие требования к аргументам таковы:
  • примеров должно быть 2;
  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...    и т.д.

Например:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
 а) аргумент-пример №1;
 б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки. 
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
! За отсутствие абзацев снимают баллы.
Темы сочинений (цитаты) части С2 
(по сборнику типовых заданий под редакцией И.П. Цыбулько)
1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Л. В. Успенский)
2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Л. В. Успенский)
3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (К. А. Федин)
4. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (А. А. Потебня)
5. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». (М. Е. Салтыков-Щедрин)
6. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». (Литературная энциклопедия)
7. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (К. Г. Паустовский)
8. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». (Б. Н. Головин)
9. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». (Л. В. Успенский)
10. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». (И. А. Гончаров)
11. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».  (А. А. Зеленецкий)
12. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (М. Н. Кожина)
13. «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». (И. И. Постникова)
14. «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (А. А. Реформатский)
15. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». (А. А. Реформатский)
16. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». (С. И. Львова)
17. «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». (Н. Шамфор)
18. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». (А. И. Горшков)
19. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Б. В. Шергин)
20. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». (И. И. Постникова)
21. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Георг фон Габеленц)
22. «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Д. С. Лихачёв)
23. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». (Е. В. Джанджакова)
24. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». (Г. Я. Солганик)
25. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Н. Г. Чернышевский)
26. «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». (И. Н. Горелов)
27. «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». (М. В. Исаковский)
28. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (М. В. Панов)
29. «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». (Л. Н. Толстой)
30. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (Г. В. Степанов)
31. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр)
32. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского языка)
33. «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». (А. А.Мирошниченко)
34. «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». (А.А. Мирошниченко)
35. «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». (В. Г. Короленко)
36. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». (Н. С. Валгина)

 Предложение с деепричастным оборотом

Алгоритм:
1.     Ищем двусоставное предложение, в котором оба действия
 (в сказуемом и деепричастном обороте) относятся  к одному и тому же деятелю (подлежащее выражено существительным или местоимением в именительном падеже), такое предложение можно заменить ПРЕДЛОЖЕНИЕМ С ОДНОРОДНЫМИ СКАЗУЕМЫМИ. Такое предложение есть, это искомый ответ. НЕТ, рассуждаем дальше.
2.  Находим предложение односоставное ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ,  в нём  деепричастие  вполне уместно и относится к подразумеваемому подлежащему. Такое предложение есть, это искомый ответ. НЕТ, рассуждаем дальше.
 3. Ищем предложение с глаголом-сказуемым в повелительном наклонении. Есть -это верный вариант, НЕТ, рассуждаем дальше.
 4. Ищем неопределенно-личное предложение, в нём  деепричастие всегда должно относиться к подразумеваемому неопределенному деятелю.
 5. Находим безличное предложение.

 В безличных предложениях деепричастие или деепричастный оборот уместны только в том случае, если в предложении присутствует неопределённая форма глагола. Как правило, это безличные предложения с общим значением необходимости или возможности / невозможности.

 Слитное или раздельное написание НЕ с разными частями речи

Написание НЕ с существительными.
Пишется слитно
Пишется раздельно
1. Если слово не употребляется без НЕ:
небылица, ненастье, невежда

2. Если слово с НЕ можно заменить синомимом без НЕ:
недруг – враг, неправда – ложь
Если есть или подразумевается противопоставление:
Не друг, а враг.
Не правда, а ложь.

Написание НЕ с прилагательными.
Пишется слитно:
Если слово не употребляется без НЕ
ненасытный, неуклюжий, ненастный, нелепый
Если нет противопоставления и можно подобрать синоним без НЕ
Небольшая речка, т.е. маленькая
Неинтересный концерт, т.е. скучный
Невысокий домик, т.е. низкий
Если присутствует значение присоединения, а не противопоставления
Речка неширокая, а ( = и) глубокая.
Роман небольшой, но (= и) интересный
Если прилагательное употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти
Абсолютно неинтересный концерт.
Совершенно неважный документ
Наличие зависимого слова не влияет на правописание НЕ с прилагательными
Неизвестный мне автор. Непонятное для меня  правило

Пишется раздельно:
Если есть или подразумевается противопоставление
Речка не глубокая, а мелкая.
Концерт не интересный, а скучный.
Домик не высокий, а низкий
Если отрицание усиливается отрицательными местоимениями или частицами
Никому, ничем, нисколько НЕ известный автор.
Ни на кого НЕ похожий ученик
Со сравнительной степенью прилагательных
Не хуже и не лучше других. Не более и не менее
Запомнить:
Не рад, не должен, не способен, не обязан, не готов, не нужен, не согласен, не намерен, не прав, не похож, не горазд

Эти же правила в обоих случаях действуют при написании НЕ с краткими прилагательными:
речка неглубока, речка отнюдь не глубока, речка ничуть не глубока, речка абсолютно неглубока, речка не глубока, а мелка и т.д.

Написание частицы НЕ с глаголами.
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.
НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».
НЕДО-
(в значении «мало», антоним ПЕРЕ-)
Значение недостаточности действия:
завершить действие НЕВОЗМОЖНО!
НЕ ДО-
(в значении «сделал не до конца»).
Значение незавершённости действия:
завершить действие ВОЗМОЖНО!
недоедать (голодать) – антоним: переедать
недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным)
недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком)
не доедать суп из-за спешки (можно потом доесть)
не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз)
не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)

ЗАПОМНИТЬ!
1) Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».
Например:
Этой семье постоянно недоставало денег.
В пейзаже недоставало красок.
НО!
Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:
НЕДОлюбливать, НЕДОоценить, НЕДОпонимать, НЕДОслышать.

Написание частицы НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными.
Пишется слитно:
Если слово не употребляется без НЕ
Негодующий, ненавидящий
Если нет зависимых слов и противопоставления
Неподготовленная рукопись
Непрочитанная книга
Если причастие употребляется с наречиями меры и степени: абсолютно, совершенно, крайне, очень, в высшей степени, почти, совсем (в значении очень), весьма, полностью
Крайне неподготовленная работа

Пишется раздельно:
С краткими причастиями
Работа не подготовлена, письмо не написано
Если при причастии есть зависимое слово, т.е. в причастном обороте
Не подготовленная к печати работа
Если в качестве зависимого слова выступают частицы отнюдь не…; вовсе не…; далеко не…; едва ли не…; чуть ли не…
Вовсе не подготовленная рукопись.
Отнюдь не исследованная проблема
Если есть противопоставление
Не подготовленная, а испорченная рукопись

Если помимо наречий меры и степени при причастии имеются другие пояснительные (зависимые) слова, то предпочтение отдаётся более общему правилу, и НЕ пишется раздельно.
Например:
Совершенно не подготовленная к набору рукопись.

Написание НЕ с местоимениями.
Пишется слитно
Пишется раздельно
В отрицательных и неопределенных местоимениях без предлога

Не
кого спросить о случившемся.
В остальных случаях.


Не нам об этом судить.

Написание НЕ с наречиями.
Пишется слитно
Пишется раздельно
1) В отрицательных наречиях:


не
где, неоткуда, некуда и т.д
1) С наречиями на -о, если к ним есть пояснительные слова вовседалекоотнюдь:

Это мне вовсе не близко.
2) Если к наречию можно подобрать синоним:

немного - мало
2) С усилительными наречиями:

Мне это не нужно
Написание НЕ с деепричастиями.
НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
Например: не читая, не решив.
 Односоставные предложения

Вид
Значение. Форма
Метод
подстановки
Примеры
1
Назывное (н)
Главный член предложения – подлежащее.
Вечер.
Раннее утро. Берег реки.
2
Определённо-
личное (о/л)
Действующее лицо мыслится
определённо.Глагол-сказуемое
стоит в 1 и 2 л. в наст. или буд. вр.
изъявит. и повел. накл.
Мест.: Я, ТЫ,
МЫ, ВЫ.
Расскажу тебе всё при встрече.
Скоро пойдём на прогулку.
Идите скорее сюда!
Убери за собой.
3
Неопределённо-
личное(н/л)
Действующее лицо мыслится
неопределённо.
Глагол-сказуемое
стоит
1) в 3 л. мн. ч. наст. и буд. вр.;
2) повел. накл., мн. ч. прош. вр.;
3) мн. ч. условного накл.
Мест.: ОНИ,
ВСЕ.





За стеной играют на рояле.

Почту ещё не приносили.


Могли бы сделать и лучше.
4
Обобщённо-
личное (об/л)
Действующее лицо мыслится
обобщённо(все, любой, каждый).
Обычно:
Мест.: ТЫ,
ОНИ, ВСЕ.
На деньги ума не купишь.
Цыплят по осени считают.
5
Безличное (б/л)
Действующее лицо не мыслится,
нет производителя действия.
Главное – совершаемое действие.

Вечереет. Подморозило.
С деревьев капало.
Вам не видать таких сражений.
Под снегом можно найти цветы.
У меня не прибрано.
Денег у него нет, не было и не будет.
Но: Вечер тихий, тёплый – двусоставное предложение.
Река вышла из берегов. Забурлила, широкой грязной полосой растеклась по равнине. – неполное предложение (подлежащее восстанавливается из контекста).

Тропы в художественной речи.
               
Троп
Роль тропа
примеры
метафора
В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, связанными в нашем представлении с совершенно иным кругом представлений. Художники слова любят   использовать метафоры, их употребление придает речи особую выразительность, эмоциональность.
Горит костер рябины красной…
Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
сравнение
это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Сравнение способствует образному описанию самых различных предметов, их признаков, качеств, действий.
Густое, как синька, море…;
Листья желтые, как золото..
метонимия
это перенос названия одного предмета на другой на основании их смежности. Если при метафорическом переносе необходимо сходство предметов, то при метонимии достаточно их пространственной близости, смежности. Название места употребляется для обозначения людей, которые там находятся: Ликует буйный Рим ( М. Л.) Метонимические замены дают возможность более кратко сформулировать мысль.
Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)

Я три тарелки съел. (И. Крылов)
синекдоха
Замена множественного числа единственным, в употреблении названия части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот.
На восток, сквозь быт и копоть, Из одной тюрьмы глухой По домам идет Европа, Пух перин над ней пургой.
эпитет
– слова, которые художественно определяют предмет или действие. Например,…
Эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение. Эпитеты передают чувства, настроение автора.
Статные осины высоко лепечут над вами. Воздух чист и свеж.
олицетворение
Олицетворением называется наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью. При олицетворении описываемый предмет может внешне уподобляться человеку
Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.
Гипербола

литота
-образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого. Русские писатели любили прибегать к гиперболизации как к средству насмешки.
Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу и значение описываемого, называется литотой.  Гиперболу и литоту относят к эмоционально-экспрессивным средствам языка и находят применение в художественной речи.
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В. Маяковский)

Кот наплакал; капля в море…
Перифраз
 - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова. Выполняют в речи эстетическую функцию, их отличает яркая эмоционально-экспрессивная окраска.
Город на Неве, Страна восходящего солнца….
Ирония
Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки.
Отколе, умная, бредешь ты, голова? ( в обращении к ослу) Крылов
Аллегория (иносказание)
Один из видов художественных приемов. Его суть в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи   конкретного явления действительности
Басни и сказки (См. творчество И. Крылова и М. Е. Салтыкова-Щедрина)
Антитеза
Художественный прием, оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
Антитезы в романе Л. Толстого «Война и мир»:
-война – мир;
-война 1805 – война 1812;
-Кутузов – Наполеон;
- Москва – Петербург;
- семья Ростовых – семья Курагиных;
- патриотизм – карьера;
- духовность – бездуховность
- жизнь и смерть….
Оксюморон
Художественный прием, состоящий в сочетании резко контрастных, противоречивых по смыслу признаков в определении предметов, явлений.
Горячий снег, горькая радость, сладкая боль
Символ
Художественный прием, замещение наименования жизненного явления, понятия, предмета в поэтической речи иносказательным, условным его обозначением.
Заря, весна, утро – символ молодости
Сравнение
Художественный прием: определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другими явлениями.








Стилистические фигуры

Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы .
 ( Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький)

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный порядок, с целью усилить выразительность. (Нет, не вьется там по ветру чубы, не пестреют в степях бунчуки. … (Блок) инверсия главных членов.



Риторический вопрос – предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа. (На кого не действует новизна? (Чехов)

Комментариев нет:

Отправить комментарий